Республика Беларусь и Российская Федерация, руководствуясь волей народов Беларуси и России к единению и опираясь на общность их исторических судеб, заботясь о жизненных интересах своих граждан, 8 декабря 1999 года заключили Договор о создании Союзного государства, которое знаменует собой новый этап в процессе единения народов двух стран в демократическое правовое государство.
Согласно пункту 1 статьи 2 Договора о создании Союзного государства целями создания Союзного государства является, в частности проведение согласованной политики в области обороны.
К совместному ведению Союзного государства и государств-участников в соответствии со статьёй 18 Договора о создании Союзного государства в том числе относятся совместная оборонная политика, координация деятельности в области военного строительства, развитие вооруженных сил государств-участников, совместное использование военной инфраструктуры и принятие других мер для поддержания обороноспособности Союзного государства.
Центром правовых консультаций российских соотечественников, проживающих в Республике Беларусь, социально культурного общественного объединения «Движение Союз» проведен анализ степени унификации законодательства Республики Беларусь и Российской Федерации, регулирующего призыв на срочную воинскую службу.
Так, в соответствии Конституциями стран участниц Союзного государства, а также законодательства Республики Беларусь и Российской Федерации, регулирующего воинскую обязанность и воинскую службу, священным долгом и обязанностью каждого гражданина Беларуси и России является защита Отечества. При этом защита Отечества осуществляется в форме прохождения воинской или альтернативной службы, в том числе путем прохождения воинской службы по призыву.
В целях исполнения военной повинности граждане Республики Беларусь и Российской Федерации в установленных законодательством случаях проходят обязательную военную службу по призыву.
Правовые и организационные основы исполнения гражданами Республики Беларусь и Российской Федерации воинской обязанности установленными соответствующими законами. В Республике Беларусь — Законом Республики Беларусь от 5 ноября 1992 года «О воинской обязанности и воинской службе», в России — Федеральным законом Российской Федерации от 28 марта 1998 года «О воинской обязанности и военной службе».
Несмотря на схожесть основных принципов и подходов, законодательство стран участниц Союзного государства, регулирующее военное строительство, имеет и определенные отличия в организации призыва на воинскую службу.
Так, в силу части первой статьи 30 Закона Республики Беларусь от 5 ноября 1992 года «О воинской обязанности и воинской службе», в Республике Беларусь призыву на срочную военную службу, службу в резерве подлежат граждане мужского пола в возрасте от 18 до 27 лет, состоящие или обязанные состоять на воинском учете и не состоящие в запасе.
В то же время, согласно подпункту «а» пункта 1 статьи 22 Федерального закона Российской Федерации от 28 марта 1998 года «О воинской обязанности и военной службе» призыву на военную службу подлежат граждане мужского пола в возрасте от 18 до 30 лет, состоящие на воинском учете или не состоящие, но обязанные состоять на воинском учете и не пребывающие в запасе.
Таким образом, возраст призыва на воинскую службы в союзных республиках отличается верхним пределом, который в Российской Федерации установлен на 3 года больше, чем в Беларуси.
Отличия в законодательстве стан участниц Союзного государства содержатся и в сроке призыва на воинскую службу.
Так, согласно части первой статьи 45 Закона Республики Беларусь от 5 ноября 1992 года «О воинской обязанности и воинской службе» срок военной службы по призыву устанавливается:
В свою очередь согласно подпункту «г» пункта 1 статьи 38 Федерального закона Российской Федерации от 28 марта 1998 года «О воинской обязанности и военной службе» срок военной службы по призыву устанавливается для военнослужащих, призванных на военную службу после 1 января 2008 года, — 12 месяцев.
Таким образом, в отличии от Российской Федерации, где срок службы по призыву является единым и составляет 12 месяц, в Республике Беларусь срок призыва является дифференцированным, и для военнослужащих, не имеющих высшего образования, является более длительным чем в России на 6 месяцев.
Учитывая, что основой из целей прохождения срочной воинской службы в мирной время является получение военно-учетной специальности, обоснованность установления для военнослужащих, не имеющих высшего образования, более длительного срока прохождения срочной воинской службу вызывает сомнение, поскольку военнослужащим Республики Беларусь, имеющих высшее образование и военнослужащим Российской Федерации для освоения военно-учетной специальности достаточно 12 месяцев.
Определенные различия в законодательстве Беларуси и России имеются и при установлении подходов к категории лиц, освобождающихся от призыва на срочную воинскую службу, военную службу офицеров по призыву, службу в резерве.
Так, в частности в силу абзаца пятого части первой статьи 31 Закона Республики Беларусь от 5 ноября 1992 года «О воинской обязанности и воинской службе» от призыва на срочную воинскую службу, военную службу офицеров по призыву, службу в резерве освобождаются граждане, прошедшие военную службу и иным образом исполнение воинскую обязанность в другом государстве.
Таким образом, граждане Республики Беларусь, имевшие ранее гражданство Российской Федерации и прошедшие срочную воинскую службу на территории Российской Федерации освобождаются от повторного призыва срочную воинскую службу.
Однако законодательство Российской Федерации не содержит норм, запрещающих повторное прохождение срочной воинской службы.
В частности, в силу подпунктов «б"-"г» пункта 1 статьи 23 Федерального закона Российской Федерации от 28 марта 1998 года «О воинской обязанности и военной службе» от призыва на военную службу освобождаются граждане:
б) проходящие или прошедшие военную службу в Российской Федерации;
в) проходящие или прошедшие альтернативную гражданскую службу;
г) прошедшие военную службу в другом государстве в случаях, предусмотренных международными договорами Российской Федерации.
Таким образом, граждане Российской Федерации, ранее проходившие срочную воинскую службу на территории Республики Беларусь, могут быть повторно призваны на воинскую службу в Российской Федерации.
Отсутствие должной унификации законодательства Республики Беларусь и Российской Федерации регулирующего воинскую обязанность и воинскую службу не в полной степени соответствует международным договорам стран участниц Союзного государства.
В целях унификации законодательства Республики Беларусь и Российской Федерации, регулирующего воинскую обязанность и воинскую службу, исполнительным органам Союзного государства следует обратить внимание на наличие данной проблематики.
Согласно пункту 1 статьи 2 Договора о создании Союзного государства целями создания Союзного государства является, в частности проведение согласованной политики в области обороны.
К совместному ведению Союзного государства и государств-участников в соответствии со статьёй 18 Договора о создании Союзного государства в том числе относятся совместная оборонная политика, координация деятельности в области военного строительства, развитие вооруженных сил государств-участников, совместное использование военной инфраструктуры и принятие других мер для поддержания обороноспособности Союзного государства.
Центром правовых консультаций российских соотечественников, проживающих в Республике Беларусь, социально культурного общественного объединения «Движение Союз» проведен анализ степени унификации законодательства Республики Беларусь и Российской Федерации, регулирующего призыв на срочную воинскую службу.
Так, в соответствии Конституциями стран участниц Союзного государства, а также законодательства Республики Беларусь и Российской Федерации, регулирующего воинскую обязанность и воинскую службу, священным долгом и обязанностью каждого гражданина Беларуси и России является защита Отечества. При этом защита Отечества осуществляется в форме прохождения воинской или альтернативной службы, в том числе путем прохождения воинской службы по призыву.
В целях исполнения военной повинности граждане Республики Беларусь и Российской Федерации в установленных законодательством случаях проходят обязательную военную службу по призыву.
Правовые и организационные основы исполнения гражданами Республики Беларусь и Российской Федерации воинской обязанности установленными соответствующими законами. В Республике Беларусь — Законом Республики Беларусь от 5 ноября 1992 года «О воинской обязанности и воинской службе», в России — Федеральным законом Российской Федерации от 28 марта 1998 года «О воинской обязанности и военной службе».
Несмотря на схожесть основных принципов и подходов, законодательство стран участниц Союзного государства, регулирующее военное строительство, имеет и определенные отличия в организации призыва на воинскую службу.
Так, в силу части первой статьи 30 Закона Республики Беларусь от 5 ноября 1992 года «О воинской обязанности и воинской службе», в Республике Беларусь призыву на срочную военную службу, службу в резерве подлежат граждане мужского пола в возрасте от 18 до 27 лет, состоящие или обязанные состоять на воинском учете и не состоящие в запасе.
В то же время, согласно подпункту «а» пункта 1 статьи 22 Федерального закона Российской Федерации от 28 марта 1998 года «О воинской обязанности и военной службе» призыву на военную службу подлежат граждане мужского пола в возрасте от 18 до 30 лет, состоящие на воинском учете или не состоящие, но обязанные состоять на воинском учете и не пребывающие в запасе.
Таким образом, возраст призыва на воинскую службы в союзных республиках отличается верхним пределом, который в Российской Федерации установлен на 3 года больше, чем в Беларуси.
Отличия в законодательстве стан участниц Союзного государства содержатся и в сроке призыва на воинскую службу.
Так, согласно части первой статьи 45 Закона Республики Беларусь от 5 ноября 1992 года «О воинской обязанности и воинской службе» срок военной службы по призыву устанавливается:
- для военнослужащих, не имеющих высшего образования, проходящих срочную военную службу, — 18 месяцев;
- для военнослужащих, имеющих высшее образование, проходящих срочную военную службу, — 12 месяцев;
- для военнослужащих, прошедших обучение на военных кафедрах или факультетах по программам подготовки младших командиров, сдавших установленные программами подготовки экзамены и проходящих срочную военную службу, — 6 месяцев;
- для военнослужащих, проходящих военную службу офицеров по призыву, — 12 месяцев.
В свою очередь согласно подпункту «г» пункта 1 статьи 38 Федерального закона Российской Федерации от 28 марта 1998 года «О воинской обязанности и военной службе» срок военной службы по призыву устанавливается для военнослужащих, призванных на военную службу после 1 января 2008 года, — 12 месяцев.
Таким образом, в отличии от Российской Федерации, где срок службы по призыву является единым и составляет 12 месяц, в Республике Беларусь срок призыва является дифференцированным, и для военнослужащих, не имеющих высшего образования, является более длительным чем в России на 6 месяцев.
Учитывая, что основой из целей прохождения срочной воинской службы в мирной время является получение военно-учетной специальности, обоснованность установления для военнослужащих, не имеющих высшего образования, более длительного срока прохождения срочной воинской службу вызывает сомнение, поскольку военнослужащим Республики Беларусь, имеющих высшее образование и военнослужащим Российской Федерации для освоения военно-учетной специальности достаточно 12 месяцев.
Определенные различия в законодательстве Беларуси и России имеются и при установлении подходов к категории лиц, освобождающихся от призыва на срочную воинскую службу, военную службу офицеров по призыву, службу в резерве.
Так, в частности в силу абзаца пятого части первой статьи 31 Закона Республики Беларусь от 5 ноября 1992 года «О воинской обязанности и воинской службе» от призыва на срочную воинскую службу, военную службу офицеров по призыву, службу в резерве освобождаются граждане, прошедшие военную службу и иным образом исполнение воинскую обязанность в другом государстве.
Таким образом, граждане Республики Беларусь, имевшие ранее гражданство Российской Федерации и прошедшие срочную воинскую службу на территории Российской Федерации освобождаются от повторного призыва срочную воинскую службу.
Однако законодательство Российской Федерации не содержит норм, запрещающих повторное прохождение срочной воинской службы.
В частности, в силу подпунктов «б"-"г» пункта 1 статьи 23 Федерального закона Российской Федерации от 28 марта 1998 года «О воинской обязанности и военной службе» от призыва на военную службу освобождаются граждане:
б) проходящие или прошедшие военную службу в Российской Федерации;
в) проходящие или прошедшие альтернативную гражданскую службу;
г) прошедшие военную службу в другом государстве в случаях, предусмотренных международными договорами Российской Федерации.
Таким образом, граждане Российской Федерации, ранее проходившие срочную воинскую службу на территории Республики Беларусь, могут быть повторно призваны на воинскую службу в Российской Федерации.
Отсутствие должной унификации законодательства Республики Беларусь и Российской Федерации регулирующего воинскую обязанность и воинскую службу не в полной степени соответствует международным договорам стран участниц Союзного государства.
В целях унификации законодательства Республики Беларусь и Российской Федерации, регулирующего воинскую обязанность и воинскую службу, исполнительным органам Союзного государства следует обратить внимание на наличие данной проблематики.