Аналитика

Аналитический обзор законодательства РБ в области здравоохранения, в части обеспечения равного доступа к вспомогательным репродуктивным технологиям

По итогам переписи населения Республики Беларусь 2019 года в Республике Беларусь постоянно проживает 407 810 граждан Российской Федерации. При этом, по заявлению Президента Республики Беларусь Лукашенко А.Г., сделанному 13 июня 2023 года, в Беларуси постоянно проживает около 3 миллионов граждан России. Таким образом, можно сделать вывод, что около 3 миллионов жителей Беларуси, то есть народа Беларуси, имеют гражданство Российской Федерации, а не Республики Беларусь.

Для всех жителей Беларуси, в том числе имеющих гражданство Российской Федерации, одним из актуальных вопросов является доступ к здравоохранению.

В целях повышения уровня жизни народов Беларуси и России, создания благоприятных условий для всестороннего гармоничного развития личности, обеспечения равных прав граждан Союза на территории каждой из Сторон, 25.12.1998г. в г. Москве подписан Договор между Республикой Беларусь и Российской Федерацией о равных правах граждан, вступивший в силу 22.07.1999г.

В силу статьи 8 названного Договора договаривающиеся Стороны обеспечивают равное право их граждан на социальное обеспечение, медицинскую помощь и доступ к услугам лечебно-оздоровительных учреждений на территориях Договаривающихся Сторон.

Учитывая актуальность темы с ухудшением демографической ситуации, как в России, так и в Беларуси, а также интерес со стороны российских соотечественников, проживающих в Республике Беларусь к вспомогательным репродуктивным технологиям, специалисты Центра правовых консультаций провели сравнительный анализ законодательства Республики Беларусь в области здравоохранения, в части обеспечению доступа граждан к вспомогательным репродуктивным технологиям.

Одной из причин низкой рождаемости в Беларуси является состояние здоровья граждан репродуктивного возраста. По статистике Министерства здравоохранения Республики Беларусь в Республике Беларусь около 15% супружеских пар бесплодна, то есть практически каждая 7 пара не может самостоятельно завести детей. Граждане Российской Федерации, постоянно проживающие на территории Беларуси, не являются исключением и также сталкиваются с проблемами зачатия ребёнка.

В целях нивелирования медицинского фактора низкой рождаемости 07.01.2012 в Республике Беларусь принят Закон «О вспомогательных репродуктивных технологиях», направленный на определение правовых и организационных основ применения вспомогательных репродуктивных технологий и обеспечение прав граждан при их применении.

В соответствии со статьями 4 и 5 Закона Республики Беларусь от 18 июня 1993 года «О здравоохранении» граждане Республики Беларусь, иностранные граждане и лица без гражданства, постоянно проживающие на территории Республики Беларусь, имеют право на доступное медицинское обслуживание, в том числе на получение бесплатной медицинской помощи за счёт государственных средств на основании государственных минимальны социальных стандартов в области здравоохранения в государственных учреждениях здравоохранения.

Таким образом, граждане Российской Федерации, постоянно проживающие на территории Беларуси, наравне с гражданами Республики Беларусь имеют право на бесплатную медицинскую помощь.

На основании подпункта 1.8. пункта 1 Указа Президента Республики Беларусь от 18 мая 2020 г. № 171 «О социальной поддержке отдельных категорий граждан» предоставляется бесплатно одна попытка экстракорпорального оплодотворения в государственных организациях здравоохранения при наличии медицинских показаний и отсутствии медицинских противопоказаний, определенных Министерством здравоохранения.

В то же время граждане Российской Федерации, постоянно проживающие на территории Беларуси, данной социальной поддержкой воспользоваться не могут ввиду наличия в подпункте 1.8. пункта 1 Указа Президента Республики Беларусь от 18 мая 2020 г. № 171 «О социальной поддержке отдельных категорий граждан» прямого указания, что бесплатная попытка ЭКО предоставляется исключительно супружеским парам, в которых оба супруга являются гражданами Республики Беларусь.

Таким образом супружеские пары Беларуси, в которых оба супруга являются гражданами Российской Федерации, постоянно проживающими на территории Беларуси, или хотя бы один из супругов имеет российское гражданство, находятся в неравном положении по отношению к семьям с белорусским гражданством, что прямо противоречит требованиям статьи 8 Договора между Республикой Беларусь и Российской Федерацией о равных правах граждан от 25.12.1998.

Органам государственного управления Республики Беларусь следует обратить внимание на это несоответствие, и принять меры для исключения противоречий в законодательстве с учетом равенства прав, граждан России и Беларуси, в рассматриваемом вопросе.