Аналитика

Аналитический обзор статуса иностранного агента в Республике Беларусь и Российской Федерации

Значение статуса иностранного агента в Российской Федерации

Первое упоминание в РФ об «иностранных агентов» было сделано 12 лет назад в законе «О некоммерческих организациях» и относилось оно к некоммерческим организациям (НКО), которые:
а) получают иностранное финансирование (деньги или имущество от иностранных государств, международных или иностранных организаций, иностранных граждан, лиц без гражданства и т.д.);
б) участвуют в политической деятельности, в том числе в интересах иностранных источников. Сейчас термин “иностранный агент” начали применять не только к некоммерческим организациям, но и к СМИ, а также к людям.

Развитие и распространение сообществ, организаций, ставящих под удар стабильность государственной власти России, начало активно расти, тем самым потребовалось улучшать законодательство, так 29 июня 2022 года был принят Государственной Думой новый Федеральный закон «О контроле за деятельностью лиц, находящимися под иностранным влиянием» (Закон об иноагентах).

Согласно Закону об иноагентах, иностранным агентом признается лицо, получившее поддержку и (или) находящееся под иностранным влиянием в иных формах и осуществляющее деятельность, определенных данным законом. В том числе иностранным агентом может быть признано российское или иностранное юридическое лицо независимо от его организационно-правовой формы, общественное объединение, действующее без образования юридического лица, иное объединение лиц, иностранная структура без образования юридического лица, а также физическое лицо независимо от его гражданства или при отсутствии такового (ст.1 Закона об иноагентах).

Под иностранным влиянием понимается предоставление иностранным источником лицу поддержки (денежных средств, научно-технической и иной помощи) и (или) оказание воздействия на лицо, в том числе путем принуждения, убеждения и (или) иными способами.

Но не вся помощь, содействие в развитии деятельности юр лица, ИП или же физ. лица может считаться, как помощь от иностранного источника, приводящего к наделению статуса иноагента. Так в законе четко даны виды деятельности, подпадающие действие данного закона при условии, что они финансируются иностранными источниками (полный перечень источников – ст.3 Закона об иноагентах), так иноагента осуществляют:
1) политическая деятельность, в формах: участия в организации и проведении публичных мероприятий в форме собраний, митингов, демонстраций, шествий или пикетирований либо в различных сочетаниях этих форм, организации и проведении публичных дебатов, дискуссий, выступлений; участия в деятельности, направленной на получение определенного результата на выборах, референдуме, в наблюдении за проведением выборов, референдума, формировании избирательных комиссий, комиссий референдума, в деятельности политических партий; и др. указанные в ч.5 ст.4 Закона об иноагентах).
2) целенаправленный сбор сведений в области военной, военно-технической деятельности Российской Федерации, которые при их получении иностранными источниками могут быть использованы против безопасности Российской Федерации (при отсутствии признаков преступлений, предусмотренных статьями 275 и 276 Уголовного кодекса Российской Федерации).
3) распространение предназначенных для неограниченного круга лиц сообщений и материалов, посредством печатных, аудио-, аудиовизуальных и иных сообщений и материалов (в том числе с использованием информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"), и (или) участие в создании таких сообщений и материалов,

Для отчетности в РФ ведется отдельный Реестр иностранных агентов. Ранее в России действовали четыре реестра иноагентов - для НКО, физлиц, физлиц-СМИ и незарегистрированных общественных объединений. Единый список был создан в рамках закона "О контроле за деятельностью лиц, которые находятся под иностранным влиянием", который вступил в силу 1 декабря 2022 года.

Реестр иностранных агентов ведет Минюст РФ. Он же по согласованию с МИД принимает решение о включении организаций или людей в этот реестр. Ведение списка физических лиц, выполняющих функции иностранного агента, также возложено на Министерство юстиции.

Лицо, намеревающееся действовать в качестве иностранного агента, обязано до начала своих действий подать в уполномоченный орган заявление о включении его в реестр. Иначе такое лицо ждет административная ответственность по ч.2 ст. 19.34 КоАП РФ. Если же лицо не подает заявление, но осуществляет деятельность, запрещенную Законом об иноагентах Минюст, автоматически включает такое лицо, организацию, общество в Реестр. Уполномоченный орган доводит принятое решение до сведения лиц в срок не позднее чем пять рабочих дней со дня принятия решения.

Для иноагента существует ряд ограничений, указанных в ст. 11 Закона об иноагентах, основными являются: запрет на проведение просветительской и образовательной деятельность среди несовершеннолетних, продажа в государственных и муниципальных образовательных организациях, организация публичных мероприятий, прохождение контрактной службы в ВС РФ, участие в госзакупках, работа членами избирательной комиссии и замещение должности в органах публичной власти.

На 1 ноября 2024 года в реестре содержится 885 позиций в том числе и людей, ранее исключенных из реестра иностранных агентов. В реестре можно найти ФИО, дату рождения, ОГРН, ИНН, регистрационный номер, СНИЛС, адрес, информационный ресурс, основание включения в реестр.

Кроме того, в нем предусмотрены графы с датой принятия решения о добавлении в перечень и с датой принятия решения об исключении оттуда.

Российским законодательством предусмотрена возможность исключения из Реестра иноагента Законом об устанавливаются основания для исключения некоммерческой организации из реестра иностранных агентов. Для этого она либо должна прекратить получать денежные средства от иностранных источников, либо прекратить политическую деятельность или выполнить оба эти условия одновременно. В таких случаях организация исключается из реестра.

Для впервые включенных в реестр физических лиц предусмотрен упрощенный порядок выхода из него. Такое физическое лицо вправе подать заявление в свободной форме и приложить документы, подтверждающие прекращение обстоятельств, послуживших основанием для включения в реестр. Решение по данному заявлению будет принимать Министр юстиции или его заместитель.

Для иноагентов также существует ряд обязанностей ст.9 Закона об иноагентах. Основной обязанностью является упоминание о статусе иноагента при осуществлении своей деятельности:
1) Проставления пометки, утвержденной приказом Роскомнадзора от 23.09.2020 г. № 124 Согласно ему, все материалы СМИ-иноагентов должны сопровождаться следующим указанием: «Данное сообщение (материал) создано и (или) распространено иностранным средством массовой информации, выполняющим функции иностранного агента, и (или) российским юридическим лицом, выполняющим функции иностранного агента».
2) Проставление пометки для физ лиц иноагентов согласно ч.7 ст. 2.1

Закона «О мерах воздействия на лиц, причастных к нарушениям основополагающих прав и свобод человека, прав и свобод граждан Российской Федерации», человек, включенный в список физических лиц, выполняющих функции иностранного агента, обязан ставить пометку

Значение статуса иностранного агента в Республике Беларусь

На сегодняшний день в РБ не используется статус «иноагента», нет законодательства регулирующего данную область. Попытки принять закон об иноагента были в 2021 году были. Закон разрабатывался при участии председателя комиссии по международным делам Палаты представителей Андрея Савиных и его заместителя Олега Гайдукевича. За основу белорусские депутаты взяли российский закон об иноагентах, но учитывали и специфику республики. Но власти РБ отказались принимать данный закон

Справочно: референдумом от 27 февраля 2022 года были внесены изменения в Конституцию РБ, в том числе в ст.80. Ранее Президентом мог стать гражданин РБ по рождению, старше 35 лет, который обладает избирательным правом и постоянно проживает в РБ, не менее 10 лет перед выборами. В новой редакции изменен не только возрастной ценз, но и добавлено, что Президент не должен иметь на момент избрания гражданства другого государства или же ранее иметь гражданство, но потом его утратить, в том числе не иметь никаких льгот и преимуществ от иностранного государства.

«Не иметь никаких льгот и преимуществ от иностранного государства», т.е. не быть под иностранным влиянием, схожа формулировка есть в законодательстве РФ (Федеральный закон «О контроле за деятельностью лиц, находящимися под иностранным влиянием»). Возможно это первый шаг созданию и принятию НПА, нормы которого будут регулировать деятельность иноагентов.

В РБ есть схожий НПА, запрещающий экстремистскую деятельность – закон Республики Беларусь от 4 января 2007 г. № 203-З «О противодействии экстремизму».

Так экстремизмом (экстремистской деятельность.) признается деятельность граждан Республики Беларусь, иностранных граждан или лиц без либо политических партий, профессиональных союзов, других общественных объединений, религиозных и иных организаций, в том числе иностранных или международных организаций или их представительств, формирований и индивидуальных предпринимателей по планированию, организации, подготовке и совершению посягательств на независимость, территориальную целостность, суверенитет, основы конституционного строя, общественную безопасность(ст.1 Закона «О противодействии экстремизму».). Коротко говоря экстремизмом признается деятельность, которая нарушает или может нарушить суверенитет и целостность действующей власти РБ. Однако данный закон не может полностью закрыть данный «пробел в законодательстве». Поэтому председатель ЦИК Карпенко на одном из выступлений заявила, что в целях большей подконтрольность юр лиц, ИП и физ лиц, в том числе иностранных граждан и организаций, в 2025 году займутся правотворчеством по урегулированию деятельности иностранных агентов в РБ.

Если сравнивать нормы Закона РФ об иноагентах и Закон РФ «О противодействии экстремизму», можно найти схожесть в части деятельности подпадающей в РФ под деятельность иноагентов, а в РБ – под экстремистскую деятельность:

В РФ: участие в деятельности, направленной на получение определенного результата на выборах, референдуме, в наблюдении за проведением выборов, референдума, формировании избирательных комиссий, комиссий референдума, в деятельности политических партий;

В РБ: воспрепятствования законной деятельности государственных органов, в том числе Центральной избирательной комиссии, избирательных комиссий, комиссий по референдуму, комиссий по проведению голосования об отзыве депутата

В РФ: распространение, в том числе с использованием современных информационных технологий, мнений о принимаемых органами публичной власти решениях и проводимой ими политике;

В РБ: распространения в этих целях заведомо ложных сведений о политическом, экономическом, социальном, военном или международном положении Республики Беларусь, правовом положении граждан в Республике Беларусь, дискредитирующих Республику Беларусь;

В РФ: участие в организации и проведении публичных мероприятий в форме собраний, митингов, демонстраций, шествий или пикетирований либо в различных сочетаниях этих форм, организации и проведении публичных дебатов, дискуссий, выступлений

В РБ: организации и осуществления массовых беспорядков, актов вандализма, сопряженных с повреждением или уничтожением имущества, либо активное участие в них по политической или идеологической вражде.

Таким образом, в Закон РБ включает ряд деятельности, дающей право признать лицо, организацию иноагентом в РФ, но на территории РБ такое лицо, организация будет внесена в Республиканский список экстремистских материалов. Поэтому можно поставить вопрос, необходим ли в РБ отдельный закон об иноагентах или же стоит лишь усовершенствовать действующий закон, добавив в закон формулировку: «политическая и иная деятельность, осуществляемая под влиянием иностранных государств, так же признается экстремистской»
2024-11-25 15:00