Аналитика

Аналитический обзор правового положения иностранных представительств в РБ и РФ

Порядок открытия и деятельности иностранного представительства в Республике Беларусь:

1.Нормативные документы

Основными нормативными актами, регулирующим вопросы создания и деятельности в Республике Беларусь представительств иностранных организаций (далее - «представительства»), являются ст.51-1 Гражданского кодекса Республики Беларусь и Положение о порядке открытия и деятельности в Республике Беларусь представительств иностранных организаций, утвержденное постановлением Совета Министров Республики Беларусь № 408 от 30.05.2018 г. (далее - «Положение»).

2.Регистрирующий орган

Представительства юридических лиц и иных организаций, зарегистрированных в установленном порядке в иностранном государстве, органов управления административно-территориальных единиц иностранных государств (далее – иностранные организации) могут открываться и осуществлять деятельность на территории Республики Беларусь на основании разрешений, выдаваемых, по общему правилу, областными исполнительными комитетами или Минским городским исполнительным комитетом. В случае, если местом нахождения представительства иностранной организации является территория Китайско-Белорусского индустриального парка «Великий камень», разрешение выдается государственным учреждением «Администрация Китайско-Белорусского индустриального парка «Великий камень».

3.Цели открытия Представительства (разрешенная деятельность)

В соответствии с Положением представительства иностранных организаций могут быть открыты в целях осуществления деятельности от имени и по поручению представляемой ими организации, название которой указано в разрешении на открытие представительства. Цели, для достижения которых может быть открыто представительство, определены в зависимости от того, является ли организация, открывающая свое представительство, коммерческой или некоммерческой.

Представительства коммерческих иностранных организаций могут быть открыты только в целях осуществления от имени и по поручению представляемой ими организации деятельности подготовительного и вспомогательного характера, в том числе по:

  • содействию реализации международных договоров Республики Беларусь о сотрудничестве в сфере торговли, экономики, финансов, науки и техники, транспорта, поиска возможностей для его дальнейшего развития, совершенствованию форм этого сотрудничества, установлению и расширению обмена экономической, коммерческой и научно-технической информации;
  • изучению товарных рынков Республики Беларусь;
  • изучению возможностей для инвестиционной деятельности в Республике Беларусь;
  • созданию коммерческих организаций с участием иностранных инвесторов;
  • продаже билетов и бронирования мест компаний авиационного, железнодорожного, автомобильного и морского транспорта;
  • иной общественно полезной деятельности.

Представительства некоммерческих иностранных организаций могут быть открыты только в целях осуществления представительством от имени и по поручению представляемой им иностранной организации:

  • социальной поддержки и защиты граждан, включая улучшение материального положения малообеспеченных, социальную реабилитацию безработных, инвалидов и иных лиц, которые в силу своих физических или интеллектуальных особенностей, иных обстоятельств не способны самостоятельно реализовывать свои права и законные интересы;
  • подготовки населения к преодолению несчастных случаев, промышленной аварии, иной опасной ситуации техногенного характера, катастрофы, опасного природного явления, стихийного или иного бедствия, социальных, этнических, религиозных конфликтов и оказания помощи в преодолении их последствий, а также жертвам репрессий, беженцам и вынужденным переселенцам;
  • содействия в укреплении мира, дружбы и согласия между народами, в предотвращении социальных, этнических и религиозных конфликтов;
  • содействия в укреплении престижа семьи в обществе;
  • содействия в защите материнства, отцовства и детства;
  • содействия деятельности в таких сферах, как образование, наука, культура, искусство, просвещение, духовное развитие личности;
  • содействия деятельности в сфере профилактики и охраны здоровья граждан, а также в сферах пропаганды здорового образа жизни, улучшения морально-психологического состояния граждан;
  • содействия деятельности в сфере физической культуры и массового спорта;
  • охраны окружающей среды и защиты животных;
  • охраны и должного содержания зданий, сооружений, иных объектов и территорий, имеющих историческое, культурное, культовое или природоохранное значение, и мест захоронения;
  • иной общественно полезной деятельности.

4.Правовой статус

Представительство не является юридическим лицом.

Представительство - это обособленное подразделение иностранной организации, расположенное на территории Республики Беларусь, осуществляющее защиту и представление интересов данной организации и иные не противоречащие законодательству Республике Беларусь функции.

В соответствии с целями деятельности представительство может от имени и по поручению представляемой им иностранной организации совершать юридические действия, в том числе заключать сделки, приобретать имущественные и личные неимущественные права и нести обязанности, выступать истцом и ответчиком в судах. Как правило, представительство заключает и исполняет сделки, целью которых является материально-техническое и информационное обеспечение деятельности представительства на территории Республики Беларусь. Объем полномочий представительства устанавливается открывшей его иностранной организацией с учетом норм законодательства Республики Беларусь.

Иностранному Представительству в Республике Беларусь запрещено заниматься коммерческой деятельностью!

Порядок открытия и деятельности иностранного представительства в Российской Федерации:

1.Нормативные документы

Иностранные компании вправе открывать в России свои филиалы и представительства.

В соответствии со ст. 3 Федерального закона от 09.07.1999 № 160-ФЗ «Об иностранных инвестициях в Российской Федерации» (далее – «Закон об иностранных инвестициях») правовое регулирование иностранных инвестиций на территории Российской Федерации осуществляется настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также международными договорами Российской Федерации.

Основные отличия филиала от представительства согласно статье 55 ГК РФ состоят в следующем:

Представительством является обособленное подразделение юридического лица, расположенное вне места его нахождения, которое представляет интересы юридического лица и осуществляет их защиту.

Филиал – это обособленное подразделение юридического лица, расположенное вне места его нахождения и осуществляющее все его функции или их часть, в том числе и функции представительства. Таким образом, филиалы и представительство различаются объемом функций и полномочий, которые они могут выполнять от имени учредившего их юридического лица.

2.Регистрирующий орган

В отношении всех филиалов и представительств иностранных компаний действуют общие нормы Закона об иностранных инвестициях, а также Порядок аккредитации, внесения изменений в сведения, содержащиеся в государственном реестре аккредитованных филиалов, представительств иностранных юридических лиц, прекращения действия аккредитации филиала, представительства иностранного юридического лица, осуществляющего деятельность на территории Российской Федерации», утвержденный приказом ФНС России от 27.07.2021 № ЕД-7-14/691.

Аккредитацию филиалов (представительств) иностранных юридических лиц осуществляет МИ ФНС России № 47 по г. Москве.

3.Цели открытия Представительства (разрешенная деятельность)

Иностранное юридическое лицо вправе осуществлять деятельность в России через филиал или представительство. Филиалы и представительства иностранных компаний могут осуществлять предпринимательскую деятельность в Российской Федерации только после прохождения процедуры аккредитации в уполномоченном налоговом органе и постановке на налоговый учет по своему месту нахождения.

Таким образом филиалы и представительства имеют право осуществлять любую деятельность в соответствие с уставными документами и не запрещенную в Российской Федерации.

4.Правовой статус

Представительство и филиал не имеют статуса юридического лица, а являются обособленными подразделениями иностранного юридического лица в России.

Как видно, из выше представленного краткого анализа, на территории Российской Федерации присутствие иностранных компаний определено двумя видами: Представительство и Филиал, что позволяет иностранным компаниям, в зависимости от целей присутствия, осуществлять любую (в том числе коммерческую) деятельность, которая не запрещена на территории России.

В Республике Беларусь – деятельность иностранных представительств сильно ограниченна на законодательном уровне – иностранные представительства на территории Республики Беларусь могут выполнять только представительские функции, не связанные с извлечением дохода от деятельности на территории Республики Беларусь, что существенно влияет на целесообразность открытия такого Представительства.

В настоящее время белорусскими законодателями подготовлен Проект постановления Совета Министров Республики Беларусь "Об изменении постановлений Совета Министров Республики Беларусь от 30 мая 2018 г. N 408 и от 24 сентября 2021 г. N 548" (вопросы открытия представительств иностранных организаций и филиалов иностранных юридических лиц).

Целью подготовки проекта постановления является корректировка положений постановлений Совета Министров Республики Беларусь от 30 мая 2018 г. N 408 "Об утверждении Положения о порядке открытия и деятельности в Республике Беларусь представительств иностранных организаций, внесении изменений и дополнений в некоторые постановления Совета Министров Республики Беларусь и признании утратившими силу отдельных структурных элементов постановлений Совета Министров Республики Беларусь" (далее - постановление N 408) и от 24 сентября 2021 г. N 548 "Об административных процедурах, осуществляемых в отношении субъектов хозяйствования"

В случае принятия указанного нормативного акта, с 19 ноября 2024 г. иностранные юридические лица получат право открывать в Беларуси не только свои представительства, возможности которых существенно ограничены, но и филиалы, представляющие собой более удобную форму коммерческого присутствия на рынке. Что, несомненно, положительно скажется на предпринимательской активности иностранных компаний на территории Республики Беларусь.

В настоящее время проект законодательного акта проходит общественное обсуждение. Центр правовых консультаций продолжит следить за развитием событий вокруг представленного проекта законодательного акта.